Древний Бозок

Бозок был открыт казахстанской археологической экспедицией под руководством известного историка, заслуженного деятеля Казахстана Кемаля Акишева осенью 1998 года, а уже в следующем году начались раскопки городища.

Руины древнего центра цивилизации были найдены на восточном берегу озера Бузукты в пяти километрах от современной Астаны.
Бозок — совершенно необычный тип средневекового оседлого городища — состоит из трех отдельных частей. Центральная — это кварталы, обнесенные рвом и валом. В северной части расположены жилые и производственные сооружения, а в южной находится некрополь. Изучив планировку первых найденных жилищ, профессор Кемаль Акишев предположительно установил дату их постройки – VII-VIII века.

Руины памятника имеют типично степной облик. Невысокие валы (0,6-1,0 м) окружают ровные поверхности площадок квадратной формы. Конфигурация площадок четко выделяется за счет внутренних рвов. Во рвах фиксируются перемычки проходов. Люди, избравшие это место для поселения, построили три площадки – «кварталы» (50х50 м) квадратной формы, обнесли их рвами и глинобитными стенами. За годы раскопок исследована архитектура этих оборонительных укреплений. По письменным источникам известно, что кочевники усиливали оборонительные укрепления, укладывая повозки наверху вала. За ними могли прятаться защитники крепости.

Изучив находки, ученые-археологи признали, что памятник уникален. Центральная и северная части страны мало изучены, а потому для северных степей Казахстана Бозок – потрясающая и единственная в своем роде находка для историков.
О чем рассказали находки

После основания поселения Бозок прошли века. Это место было оставлено его первопоселенцами. Второй этап в истории Бозока приходится на период усиления в степях Казахстана Кипчакского ханства (Х-XI вв.). Новые обитатели очистили заново рвы, подсыпали внутренние площадки глиной, построили на них наземные дома из глиняных кирпичей и дерева. В центре площадок стояли юрты. Основания их были открыты в процессе раскопок. Кипчаки подсыпали пространство между площадками («кварталами»), подняли его и на его поверхности построили первые мавзолеи и минарет. В этом нет ничего удивительного, т.к. в глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков.

Третий этап освоения этого места начинается в золотоордынскую эпоху (XIII-XIV вв.) и продолжается до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней. На городище Бозок исследованы остатки пяти мавзолеев, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Рядом с мавзолеями открыты кирпичеобжигательные печи.

Всего на территории городища раскопано 49 могил Х-XIV вв. Это первая столь представительная коллекция антропологического материала, собранная на территории одного памятника. Изучение ее может пролить свет на проблему этногенеза казахов. Треть погребений – с вещами или с жертвенной пищей. Две трети выполнены по мусульманскому обряду. По предметам материальной культуры выделяется группа захоронений XIII-XIV вв. В связи с этим интерес представляет проблема распространения ислама в степях Казахстана. Несмотря на принятие Золотой Ордой в XIV в. ислама как государственной религии, в глубинных степных регионах Казахстана продолжали хоронить по языческому обряду: в одежде, с вещами, с заупокойной пищей; встречаются черепа, лопатки, расчлененные туши лошадей, целые скелеты баранов. Датируемый материал представлен железными наконечниками стрел, бронзовым зеркалом, серебряной монетой, серебряной чашей, предметами украшений. В более позднее время, возможно, (XVI-XVIII вв.) здесь совершались захоронения по мусульманскому обряду: без вещей, головой на запад, лицом на юг, в могилах с подбоями.
Неожиданные открытия

Самыми неожиданными находками археологов явились фрагменты ирригационных сооружений, примыкающие к руинам города с восточной стороны. Вокруг поселения жители заложили огороды и посевы, создав продуманную систему ирригационных сооружений. Оросительная система была открыта случайно в 2000 году, когда лето было настолько дождливым, что влага не успевала впитываться в почву. Прогуливаясь однажды по территории археологического лагеря, руководитель экспедиции К. Акишев, увидел, что вода, собираясь в отдельные ручьи, стекает в сторону озера. Так были обнаружены арыки, сооруженные жителями средневекового города Бозок. Территория оросительной системы и руины города в целом занимают площадь примерно в 30 гектаров.

Поскольку в науке вплоть до последнего времени бытовало мнение, что номады не имели стационарных мест обитания, а беспрерывно перемещались по степи, открытие средневекового города Бозок имело огромное значение в плане подтверждения гипотезы о присутствии оседлых племен на степных просторах древнего Казахстана. И уже в средние века, в период выхода кипчаков (кочевников) на политическую арену, здесь существовали города и поселения.

Поселение Бозок, или как его вначале называли — Бузок (Бузук), сохранилось и дошло до наших дней лишь благодаря тому, что располагается оно среди болот левобережной долины Ишима. Но сейчас, согласно генеральному плану застройки столицы, озеро Бузукты и руины средневекового города входят в окружное кольцо города.

О том, что сохранение этого археологического памятника — одна из важных задач, стоящих перед государством, Кемаль Акишев говорил на встрече с Президентом страны, которая состоялась незадолго до смерти ученого. Археолог выступил с инициативой создать музей-заповедник на прилегающей к Бозоку территории.
Бозок – археологический феномен

Первоначально открытый город К. Акишев назвал Акжол — светлый путь. Позже, проработав ряд письменных источников по истории тюрков-огузов и обнаружив в них топоним Бузукты, сохранившийся в названии озера, он переименовал свое детище в Бузук. В процессе обсуждения смысла, вложенного в название местности, Президент Казахстана и Кемаль Акишев пришли к мнению, что название Бозок — светлая стрела — будет оптимально приемлемым именем для археологического феномена.

В этом древнетюркском слове сокрыт великий смысл – оно олицетворяет стремление воинственных тюркских племен продвигаться на запад.

В 2004 году в полевом лагере археологов прямо на территории городища Бозок состоялась международная научная конференция, в работе которой приняли участие специалисты в области изучения степной цивилизации — видные археологи Казахстана и России. Осмотрев раскопки, ознакомившись с материалом — керамикой, металлом, изделиями из кости, они пришли к выводу, что поселение городского типа появилось здесь в Х—ХII веках н. э.

Исторического названия города, который сейчас мы называем Бозоком, мы пока не знаем. Но уже сейчас совершенно точно известно, что он являлся центром административной власти, пунктом концентрации ремесел и торговли, в том числе и международной, поскольку находился на пересечении различных ответвлений Великого шелкового пути. Они входили в его общую систему и соединяли степную Сары-Арку с зоной городской цивилизации, интенсивно развивавшейся на юге Казахстана и в Жетысу.

Посредством Шелкового пути Бузук был связан с Европой, Китаем, странами арабского Востока. Сары-Арка, получая из соседних стран престижные товары, культурные эталоны и новые технологии, также являлась центром производства изделий из металла, которыми славился Центральный Казахстан в масштабах евразийского континента еще в эпоху бронзы. Изделия из металлов распространялись на запад до Балкан и на восток — до Синьцзяна. На ранних этапах существования Бозока металл, который вывозился из Сары-Арки, в частности разработки серебра, описывает арабский географ аль-Идриси. Но и многие достижения Сары-Арки — высокопородные лошади, изделия из кожи, шерсти — вывозились в ближние и дальние регионы Евразии по тому же Великому шелковому пути.

Таким образом, начиная уже с эпохи древности, междуречье Нуры-Ишима было важнейшим экономическим центром. В то же время здесь располагались резиденции степных владетелей. Одно из них — Бозок — предтеча современной Астаны.Древний Бозок

Бозок был открыт казахстанской археологической экспедицией под руководством известного историка, заслуженного деятеля Казахстана Кемаля Акишева осенью 1998 года, а уже в следующем году начались раскопки городища.

Руины древнего центра цивилизации были найдены на восточном берегу озера Бузукты в пяти километрах от современной Астаны.
Бозок — совершенно необычный тип средневекового оседлого городища — состоит из трех отдельных частей. Центральная — это кварталы, обнесенные рвом и валом. В северной части расположены жилые и производственные сооружения, а в южной находится некрополь. Изучив планировку первых найденных жилищ, профессор Кемаль Акишев предположительно установил дату их постройки – VII-VIII века.

Руины памятника имеют типично степной облик. Невысокие валы (0,6-1,0 м) окружают ровные поверхности площадок квадратной формы. Конфигурация площадок четко выделяется за счет внутренних рвов. Во рвах фиксируются перемычки проходов. Люди, избравшие это место для поселения, построили три площадки – «кварталы» (50х50 м) квадратной формы, обнесли их рвами и глинобитными стенами. За годы раскопок исследована архитектура этих оборонительных укреплений. По письменным источникам известно, что кочевники усиливали оборонительные укрепления, укладывая повозки наверху вала. За ними могли прятаться защитники крепости.

Изучив находки, ученые-археологи признали, что памятник уникален. Центральная и северная части страны мало изучены, а потому для северных степей Казахстана Бозок – потрясающая и единственная в своем роде находка для историков.
О чем рассказали находки

После основания поселения Бозок прошли века. Это место было оставлено его первопоселенцами. Второй этап в истории Бозока приходится на период усиления в степях Казахстана Кипчакского ханства (Х-XI вв.). Новые обитатели очистили заново рвы, подсыпали внутренние площадки глиной, построили на них наземные дома из глиняных кирпичей и дерева. В центре площадок стояли юрты. Основания их были открыты в процессе раскопок. Кипчаки подсыпали пространство между площадками («кварталами»), подняли его и на его поверхности построили первые мавзолеи и минарет. В этом нет ничего удивительного, т.к. в глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков.

Третий этап освоения этого места начинается в золотоордынскую эпоху (XIII-XIV вв.) и продолжается до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней. На городище Бозок исследованы остатки пяти мавзолеев, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Рядом с мавзолеями открыты кирпичеобжигательные печи.

Всего на территории городища раскопано 49 могил Х-XIV вв. Это первая столь представительная коллекция антропологического материала, собранная на территории одного памятника. Изучение ее может пролить свет на проблему этногенеза казахов. Треть погребений – с вещами или с жертвенной пищей. Две трети выполнены по мусульманскому обряду. По предметам материальной культуры выделяется группа захоронений XIII-XIV вв. В связи с этим интерес представляет проблема распространения ислама в степях Казахстана. Несмотря на принятие Золотой Ордой в XIV в. ислама как государственной религии, в глубинных степных регионах Казахстана продолжали хоронить по языческому обряду: в одежде, с вещами, с заупокойной пищей; встречаются черепа, лопатки, расчлененные туши лошадей, целые скелеты баранов. Датируемый материал представлен железными наконечниками стрел, бронзовым зеркалом, серебряной монетой, серебряной чашей, предметами украшений. В более позднее время, возможно, (XVI-XVIII вв.) здесь совершались захоронения по мусульманскому обряду: без вещей, головой на запад, лицом на юг, в могилах с подбоями.
Неожиданные открытия

Самыми неожиданными находками археологов явились фрагменты ирригационных сооружений, примыкающие к руинам города с восточной стороны. Вокруг поселения жители заложили огороды и посевы, создав продуманную систему ирригационных сооружений. Оросительная система была открыта случайно в 2000 году, когда лето было настолько дождливым, что влага не успевала впитываться в почву. Прогуливаясь однажды по территории археологического лагеря, руководитель экспедиции К. Акишев, увидел, что вода, собираясь в отдельные ручьи, стекает в сторону озера. Так были обнаружены арыки, сооруженные жителями средневекового города Бозок. Территория оросительной системы и руины города в целом занимают площадь примерно в 30 гектаров.

Поскольку в науке вплоть до последнего времени бытовало мнение, что номады не имели стационарных мест обитания, а беспрерывно перемещались по степи, открытие средневекового города Бозок имело огромное значение в плане подтверждения гипотезы о присутствии оседлых племен на степных просторах древнего Казахстана. И уже в средние века, в период выхода кипчаков (кочевников) на политическую арену, здесь существовали города и поселения.

Поселение Бозок, или как его вначале называли — Бузок (Бузук), сохранилось и дошло до наших дней лишь благодаря тому, что располагается оно среди болот левобережной долины Ишима. Но сейчас, согласно генеральному плану застройки столицы, озеро Бузукты и руины средневекового города входят в окружное кольцо города.

О том, что сохранение этого археологического памятника — одна из важных задач, стоящих перед государством, Кемаль Акишев говорил на встрече с Президентом страны, которая состоялась незадолго до смерти ученого. Археолог выступил с инициативой создать музей-заповедник на прилегающей к Бозоку территории.
Бозок – археологический феномен

Первоначально открытый город К. Акишев назвал Акжол — светлый путь. Позже, проработав ряд письменных источников по истории тюрков-огузов и обнаружив в них топоним Бузукты, сохранившийся в названии озера, он переименовал свое детище в Бузук. В процессе обсуждения смысла, вложенного в название местности, Президент Казахстана и Кемаль Акишев пришли к мнению, что название Бозок — светлая стрела — будет оптимально приемлемым именем для археологического феномена.

В этом древнетюркском слове сокрыт великий смысл – оно олицетворяет стремление воинственных тюркских племен продвигаться на запад.

В 2004 году в полевом лагере археологов прямо на территории городища Бозок состоялась международная научная конференция, в работе которой приняли участие специалисты в области изучения степной цивилизации — видные археологи Казахстана и России. Осмотрев раскопки, ознакомившись с материалом — керамикой, металлом, изделиями из кости, они пришли к выводу, что поселение городского типа появилось здесь в Х—ХII веках н. э.

Исторического названия города, который сейчас мы называем Бозоком, мы пока не знаем. Но уже сейчас совершенно точно известно, что он являлся центром административной власти, пунктом концентрации ремесел и торговли, в том числе и международной, поскольку находился на пересечении различных ответвлений Великого шелкового пути. Они входили в его общую систему и соединяли степную Сары-Арку с зоной городской цивилизации, интенсивно развивавшейся на юге Казахстана и в Жетысу.

Посредством Шелкового пути Бузук был связан с Европой, Китаем, странами арабского Востока. Сары-Арка, получая из соседних стран престижные товары, культурные эталоны и новые технологии, также являлась центром производства изделий из металла, которыми славился Центральный Казахстан в масштабах евразийского континента еще в эпоху бронзы. Изделия из металлов распространялись на запад до Балкан и на восток — до Синьцзяна. На ранних этапах существования Бозока металл, который вывозился из Сары-Арки, в частности разработки серебра, описывает арабский географ аль-Идриси. Но и многие достижения Сары-Арки — высокопородные лошади, изделия из кожи, шерсти — вывозились в ближние и дальние регионы Евразии по тому же Великому шелковому пути.

Таким образом, начиная уже с эпохи древности, междуречье Нуры-Ишима было важнейшим экономическим центром. В то же время здесь располагались резиденции степных владетелей. Одно из них — Бозок — предтеча современной Астаны.

Related posts