Ольга Мудрая

ГЛАВНАЯ    СПИСОК СТРАН    ФОРУМ

ОЛЬГА МУДРАЯ 890-11.07.969

Киевская княгиня, жена киевского князя Игоря Рюриковича. Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. По В. Н. Татищеву, происходила «из рода Гостомыслова», правнучка Гостомысла - дочь Вадима Храброго.
После убийства мужа древлянами (945), согласно летописному преданию, взяла управление государством в свои руки в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе. Начало правления Ольги омрачнено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.В 946 с большим трудом добилась капитуляции древлян, в результате которой были сохранены и древлянские города, и жизнь многих их обитателей. Затем совершила поездку в Новгородскую землю, где по дороге устанавливала на реках Мcте и Луге уроки и дани. В 955 (или 957) Ольга побывала в Константинополе, где её дважды принимал император Константин Багрянородный и где, по-видимому, приняла православное крещение под именем Елены. Продолжала управлять государством и после возмужания сына, который находился всё время в походах.
В 959 Ольга обратилась с просьбой к императору Священной Римской империи Оттону I Великому прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства. Латинские проповедники во главе с епископом Адальбертом, прибывшие на Русь в 962, были враждебно встречены местным населением: одни были убиты, другие бежали за пределы страны. После этих событий Ольга была отстранена язычниками от верховной власти. Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. В отсутствие Святослава (968) руководила защитой Киева от печенегов. В конце жизни исповедовала христианство тайно, поскольку её сын Святослав относился к нему враждебно. Канонизирована русской православной церковью.

Использованная литература: ХРОНОС.

© Соловов В.Г.

Related posts