Какая предыстория крестовых походов? Почему был организован первый поход?

1

Ответы (2):

0

Одной из причин крестового похода был призыв о помощи, с которым обратился к папе римскому византийский император Алексей I. Этот призыв был обусловлен несколькими обстоятельствами. В 1071 году армия императора Романа IV Диогена была разбита султаном турок-сельджуков Алп-Арсланом в поражении при Манцикерте. Это сражение и последующее свержение Романа IV Диогена привело к началу гражданской войны в Византии, которая не стихала вплоть до 1081 года, когда на престол взошел Алексей Комнин.

Первый крестовый поход был организован в 1095 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии от наступления сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождения священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Феодалы и простой народ всех национальностей по земле и морю выдвигались на Восток, по пути освободив от власти турок-сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока.

1

В исторической литературе, можно прочитать, что причиной крестовых походов, послужила избыточная пассионарность Западной Европы, того времени...

Но вряд ли средневековые короли рассуждали подобным образом, что вот отправлю беспокойную молодёжь куда подальше ,и наступит в королевстве покой, тишь и благодать , не будут беспокоить ни многочисленные бароны,ни обедневшие рыцари....

В христианской средневековой Европе, вера была не менее фанатична ,чем в мусульманском мире, а то и более, судя по первому этапу крестового похода ,1096 года, под руководством Петра Амьенского. Его плохо организованная армия неграмотной бедноты и обедневшего рыцарства, видимо нисколько не обеспокоилась , хоть какой то организацией,считая это совершенно излишним , всё заменяла фанатичная вера...

Можно наверное даже представить эту разношёрстную, крестоносную армию, которая даже не взяла в дорогу припасов, а шла ,собирая милостыню... и во главе, в простой монашеской рясе, на осле, уверовавший в себя, как в божьего пророка, Пётр Амьенский .

Здесь тоже историческая литература сообщает, что таким образом, Римский папа и европейские короли, решили избавится от лишних ртов, но вряд ли папа и короли, были столь расчётливыми и прозорливыми, и мыслили подобными категориями ,им и самим не чужда была вера, что это на их долю выпала историческая миссия ,освобождения христианских святынь. "Лишние рты" отправились в поход сами, не став ждать, когда соберётся основная армия крестоносцев.

Да и призыв в Клермоне, в 1095 году, папы Урбана, лёг не на пустую почву.

По христианской Европе , ещё ранее, начали бродить различные проповедники ,которые рассказывали о притеснениях, которым подвергаются их собратья ,паломники ,от мусульман, в Святой Земле, и от этих рассказов, о ужасах ,которые творят мусульмане над паломниками, по словам летописца "кровь стыла в жилах добрых христиан ..."

Видимо слухи о репрессиях против паломников были сильно преувеличены, но это не исключает, что их не было вовсе.

При первых мусульманских халифах ,никаких препятствий христианам, желающим посетить Святую Землю, не чинилось, им разрешалось даже строить там христианские храмы. Недоразумения начнутся позднее .

В начале десятого века, от халифата Аббасидов, в результате восстания берберов во главе с имамом Убейдаллахом и проповедником Абу Абдаллахом ,отошла Северная Африка и Палестина. Новое государство стало называться государство Фатимидов, а имам Убейдаллах объявил себя наследником праведного халифа Али и младшей дочери пророка Муххамеда Фатимы, приняв имя аль Махди .Халифат Фатимидов проживёт не так долго, около трёх веков ,переживёт расцвет и упадок.На первых порах положение христианских паломников не изменится, исключением станет правление халифа аль Хакима, в начале 11 го века, который видимо уверовав в свою божественность ,издал ряд указов, порой столь противоречивых и удивительных ,что в них трудно поверить.

халиф запретил дневную торговлю в городах, а также появляться на улицах женщинам в дневное время, и в то же время при аль Хакиме было отменено рабство... вообщем фигура была довольно противоречивая .Сам халиф аль Хаким любил тайно, инкогнито прогуливаться по ночным улицам Каира. Из одной такой прогулки, халиф однажды и не вернулся во дворец. Халиф исчез. Случилось это в 1021 году.

Каким был аль Хаким теперь уже не узнать, не узнать и куда пропал ,но как у всякой неоднозначной личности, у него были свои фанатичные приверженцы и последователи .Не исключено, что с их участием и произошли первые инциденты с христианскими паломниками, которые по обыкновению шли в Святую Землю безоружными. Сам аль Хаким вполне вероятно и не имеет к этому никакого отношения. Но так или иначе с его правления начинается закат государства Фатимидов, а в Европу попадают слухи, и как это часто бывает, сильно преувеличенные, о гонениях на христианских паломников, хотя с таким же успехом ,аль Хаким не пускал и паломников в Мекку.

После падения Фатимидов ,с приходом в Палестину кочевников, турок сельджуков, положение видимо сильно не изменилось, и эксцессы с паломниками ,вероятно случались .Сельджукские султаны, может и не контролировали эту ситуацию, и как это бывает ,вновь обращённые , что бы доказать свою преданность,новой вере , проявляют порой в этом деле ,излишнее рвение ,превосходящее рвение в делах веры, самих основателей новой религии.

Related posts