Возможен ли либертарный социализм / коммунизм, или это не сочетается?

2

Ответы (2):

1

Не только "не сочетается", но и более того, "либертарного" и вообще никогда ничего устойчивого и масштабного не существовало и существовать не может.

Фэнтезийное сообщество, в котором все своевольны и никому неподконтрольны, недостижимо.

Представление обо всём этом как о грандиозном "празднике непослушания" есть не более чем очередная иллюзия.

Чтобы куда-то продвинуться, и не обязательно даже к неким "сияющим высотам", а просто разгрести завалы тех косяков, которые уже заготовлены вокруг в преизрядном количестве, и которых будет ещё больше, придётся приложить колоссальные усилия. И разумеется, всё это может происходить только в жёстко организованном формате. Никаких "не желаю ничего делать, а желаю валяться просто так на берегу речки, и мечтательно глазеть в облака", терпеть никто не будет.

Взять хотя бы простой жизненный вопрос - центральное отопление. Без которого в течение года в наших широтах практически все вымрут. Вот как можно представить его "либертарное" действие, без структуры, распоряжений и их исполнения?

Далее, без водоснабжения и канализации, без стабильного электроснабжения, без бесперебойно действующего транспорта любой современный город за неделю погрузится в натуральный АдЪ. И всё это, как нетрудно догадаться, также никоим образом не может быть выстроено "на либертарных началах".

И точно так же обстоит дело и с любой другой сферой - от микрохирургии до поисков пропавших в лесу, от борьбы с контрабандистами до составления стандартов качества или выдачи справок гражданам. Везде должна быть именно что структура. И вся разница только в том, как именно она действует.

И вот тут и начинается коренное содержание С./К. (хотя сами эти термины не обязательны, можно охарактеризовать всё и в другом ключе - как переход от хаотического к действительно рациональному состоянию мира, что, по моему мнению, гораздо значимее, чем все эти рассуждения о характере собственности и прочем). Не в "отсутствии порядка и иерархии", а в их внутреннем содержании и направленности.

Каковые могут заключаться не в искусственном принуждении, не в придумывании кучи искусственных нелепых регламентов и мелочном контроле их соблюдения (как сейчас), а прежде всего в самодисциплине. В принципе "если я за что-либо берусь, то я делаю это хорошо, и не за плюшки или из боязни какой, а потому что несу ответственность, и себя лично уважать не буду, если провалю дело".

При этом любое руководство и управление должно быть терпимо только до того момента, пока оно реально выполняет свою задачу, собственно координационную, а не превращается в самоцель и в замкнутое сообщество. Грубо говоря, чтобы отсутствовала сама возможность формирования обособленных властных сообществ, действующих исключительно в собственных интересах (это уровень, условно говоря, уже К.), либо же, коль скоро на предыдушем уровне ещё невозможно такое обеспечить полностью, каждое такое поползновение должно быть максимально скоро пресекаемо. И делать это должны не только и даже не столько "специально обученные люди" (тм), а прежде всего - сами управляемые в своей совокупности всеобщей. Чтобы любая борзость начальника, любое стремление его урвать кусочек сугубо под себя, или "порадеть родному человечку", или ещё какое сомнительное дело, сразу перетекало в волочение физиономии этого начальника по столу и во все остальные действия, каковые понадобятся. То бишь, контроль сверху донизу.

И стремление переложить ответственность на кого-то другого должно быть убрано полностью.

Разумеется, ни о какой "элите" в такой обстановке речи быть не может. Самые первые шаги к её формированию обламываются незамедлительно. Потому как любая "цветовая дифференциация штанов", даже выраженная для начала вроде бы только в "особом уважении и почтении" к кому-либо по факту статуса, неизбежно и неуловимо перетекает вскоре в дифференциацию доступа к вещам вполне материальным. И коль скоро эта дифференциация заводится, значит, где-то в кустах рядом притаилось уже "корыто", за которое и идёт схватка. И речь идёт не только про государственных чиновников, разных хозяйственных руководителей, но и про военных, спецслужбистов, "творческих людей" и всяких разных знаменитостей.

Сложная ли задача перехода от того, что есть сейчас, ко всему описанному выше? Крайне сложная. Потому как для неё потребуется не просто разные внешние формы и структуры учреждать, как обычно думают, но и - свирепо выдирать многотысячелетние привычки и форматы поведения. Однако, если этого не произойдёт, через несколько веков никого на Земле не останется вовсе. Так что, если вид человеческий желает всё же сохраниться, и тем более преуспеть, ему придётся эту трансформацию произвести, пусть даже через немогу...

Вот только вероятность подобного прохождения - доли процента. Потому как никто почти самой этой необходимости не осознаёт...

А между тем, косяки, связанные именно что с хаотическим характером современного мира, нарастают. Он становится всё менее удобен и предсказуем. Учреждения и организации распухают непомерно, а свои функции, связанные с теми или иными сферами жизни, выполняют всё хуже. Несмотря на всё усиливающиеся запреты и всё разрастающиеся армии контролёров реальная безопасность и спокойствие не обеспечиваются. Политика превратилась в "вещь в себе, только для себя и существующую, а не для реального управления". И так далее, и тому подобное. И это проблема не каких-то отдельных стран, а реально общеглобальная. И вопреки россказням некоторых людей, в коммерческом секторе дела не лучше, чем в государствах.

Единственная надежда состоит в том, что, когда весь этот хаос накроется медным тазом наконец, тогда уже созреет готовность, несмотря на все трудности и непривычности, избежать его возобновления опять и преодолеть наконец барьер, который никак раньше взять не удавалось.

Разумеется, после этого проблемы разного рода по-прежнему будут возникать, куда же без них. Но вот справляться с ними станет гораздо проще...

1

Либертарианство - это животный образ жизни, где царствует право свобод и власти сильного. В идеале это анархизм. Человечество потому и существует что развитие и культура основаны на системе запретов и табу. В этом и заключена невозможность существования либертарных формаций среди людей.

Related posts