Может ли сказка «навредить­­» личности-ребенку, почему?

Чужой дурак из чужой сказки из чужой страны

Людмила Канашева

Часто можно услышать из современных СМИ:

-Да в ваших сказках - одни дураки, Иван - дурак, Емеля – дурак. Ничего делать не хотят, лодыри, только на печи лежат, все им готовое подавай.

Этими смыслами заполнены почти все передачи на ТВ и все статьи в СМИ.

Давайте разберемся, откуда это взялось? Откуда ноги растут?

Один из вариантов русского дурака мы видим в широко известной русской сказке “ По щучьему велению” или “Емеля - дурак”. Эта сказка так широко распространена, имеет так много изданий и в книгах, и в электронном виде дискомультов, что создается впечатление, что это одна из основных русских национальных сказок.

Но так ли это на самом деле? И правильно ли то, что детям с раннего возраста внушается, что они дураки?

К счастью, существовали в нашей истории люди, которые собирали и изучали русские народные сказки. Поищем ответа у них.

Известным собирателем русских народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Это был историк, литературовед, исследователь фольклора. Собирание, изучение и издание русских сказок стало делом его жизни. Его издания русских народных сказок и поныне остаются литературным памятником не только отечественного, но и мирового значения.

Собирали сказки и до Афанасьева: В.И. Даль, П.В. Киреевский, И. А. Худяков, П.И. Якушкин. Но только Афанасьев довел свой замысел до конца, соединив собирательство с изучением глубинных пластов славянской художественной традиции. В примечаниях к собранным сказкам он нередко указывал исторические корни, и что удалось ему выснить.

Так про сказки о Емеле-дураке находим следующее его высказывание:

"«Емеля-дурак». Текст перепечатан с лубочного издания. Известны многочисленные восточнославянские разработки сюжета. Разновидности были зафиксированы в Европе, Азии (Турции)и Америке. Литературный источник - европейский средневековой анекдот, развитый в сказке о Пьетро-дураке («Приятные ночи») и «Пантамерон».

Первая русская публикация - «Сказка о Емеле-дураке»».

Далее появляются литературные обработки: «Емеля-дурачок» В.И. Даль. «О дураке Емеле, который вышел всех умнее» И.А. Бунин. «По щучьему велению» А.Н. Толстой(1891-1945".

Таким образом, становится совершенно очевидным, что первоначально сказка не имела русских корней. Это была совсем чужая сказка чужого народа, про чужого дурака, да еще в средневековье, принесенная в переводе на нашу землю из Европы и уже здесь получившая новое название, новый книжный образ. В современной истории уже появился и кинематографический образ, который массово тиражируется, искажая историческую правду и навязывая нам чуждый народный образ.

Косвенно это еще и подтверждается исследованием сербских сказок, которые очень близки к русским, в силу того, что когда-то русские и сербы составляли один славянский народ. У русских с сербами много общего, начиная с языка и кончая фольклором.

Сравним русские и сербские народные сказки. Тема одна и та же, это тема змееборчества. Где в образе змея предстает порочное начало. (Это всевозможные пороки, главным из которых оба народа считали похоть).Только победив в себе змея, человек приходит к духовному совершенству. Об этом все русские и сербские сказки. Характерны и детали. И у сербов, и у русских борьба со змеем происходит с помощью волшебного меча. У сербов это волшебный меч, меч-кладенец - у русских. Одни и те же волшебные вещи у обоих народов: у сербов - летучий корабль, ковер-самолет у русских. У сербов невидимость для змей, у русских шапка-невидимка. У сербов волшебный котелок варит кашу, у русских есть скатерть - самобранка.

И ни одного упоминая ни в одной сербской сказке о том, что двое - умных, а третий - дурак, или, что национальный герой сербов Марко - дурак. Этого нет вообще.

Это дает основания предполагать, что “дурацкие” вливания и опорочивания русских сказок и традиционного русского уклада делались специально. Одни ради смеха подхватили этот средневековой анекдот, а другие использовали в своих целях и стали его многократно выпячивать, как основной элемент русской жизни. Издавна смех был страшным оружием, разваливающим целые государства.

Небольшие отличия лишь в том, что у сербов богатырям-воинам помогают девушки- виллы, которые очень образованны. У русских -это Баба Яга. Она помогает и проводит испытания героев, посвящает их в воинов, дает им необходимые вещи в путь. И, кстати, образ Бабы- Яги - это тоже отдельный разговор. Ее образ также трансформировался с течением времени. Из красивой девушки-помощницы он превратился в страшную, злую бабу- ягу в современной интерпретации.

....

3

Ответы (2):

2

"Сказки-это душа народа":не нами сказано-и не нам это оспаривать!Если с этой позиции подходить к народному фольклору то -ВСЁ-сразу становиться на свои места!Вы посетовали что, даже-в сербских сказках не существует образ главного героя-дурачка(не смотря на то что мы принадлежим - к одной славянской группе)?Всё-верно!Не смотря на то что, мы Братья славяне -они же в результате миграции вместе с нашими племенами-из Сибири переселились западнее-на них всё же большое влияние оказала-Европейская культура!А там не принято(или не понято)-КАК?-главный герой-может быть-"дураком"?Но мы же с вами понимаем-что-"Дурак":это понятие относительное!В нашей мифологии-дурак-это скорее собирательный образ-эдакий человек не от мира сего,со своими понятиями о чести,не отформатированный-если говорить современным языком своим окружением-то есть:в той шкале общечеловеческих ценностей которые существуют для нашего-"дурака":не существует авторитетов-будь то мамка,стражники,дочка царя или ДАЖЕ-сам царь!Если герой французской сказки ищет любви, английской – богатства, для немца важен дом и то, что в нем, то герой итальянской сказки ищет, прежде всего, власти! Для него не так важны сами богатства, сколько важно получить именно славу или власть, стать королем, например.А у героев наших сказок-всё перечисленное выше-не самоцель-это всё, что он получает в конце-даётся как "бонус"-в ответ на отношение главного героя к окружающим и миру кругом-а не в ответ на его желание-завладеть им чем то!Тот же Емеля-лежал на печи ни кого не трогал,бац-послали, бац-поймал щуку-БАЦ:а она говорящая!И в чём заключается различие нашего героя и западного?Наш-готов к чудесам-его не удивляет говорящая рыба-тем более не хотящая попасть на сковородку:поневоле взмолишься тут и наобещаешь деревенскому простофиле всякого:"по щучему велению"!И ведь он поверил-ОТПУСТИЛ!Но... не так построено мышление западного обывателя- даже сказочное..У них во всём ищут выгоду!Почитайте их сказки!Тот же "Кот в сапогах"!Чем для него закончилась история?Правильно-мешком с собаками-которые-его разорвали!И это после всего-что он сделал для главного героя:и того не смутило ,что кот говорящий,умный,верный помощник(да ещё в сапогах)!Ничего:помог добиться всего для героя?а теперь как отработанный материал можно и слить(прям понятия как у мафиозо -а не как у сказочного героя)!Между прочим на фоне международной премьеры "нашей поделки"-фильма "Левиафан" как то для многих прошла другая:выход фильма с знаковым названием "Дурак"))Да да..именно-так! И пусть фильм немного лубочный показывающий "сказочного" персонажа по своему менталитету и воспитанию-но настроенного бороться со ВСЕЙ -системой!Чувствуете параллель?Именно:в том мире когда:каждый за себя,когда "своя рубашка ближе к телу",а проблемы твои и твоей семьи-могут стать выше всех остальных людей-и для их решения ты готов забыть и переступить все заповеди и даже нарушить закон и даже больше того-УБИТЬ?Тогда...чтобы противостоять-ТАКИМ-людям может... кто?Правильно...только-"Дурак"!И наши предки-ЭТО-очень хорошо понимали:для того чтобы мы не опустились,не оскотинились,не превратились в Западную(всё отмеряющую -ВЫГОДОЙ )цивилизацию-Русская земля периодически должна рождать-"Дураков"!А любой психолог-вам скажет-КАК ты воспитаешь ребёнка,что он впитал с молоком,какие сказки слушал,какой пример подавали ему-родители?-ТАКИМ-человеком он и вырастет!Поэтому...сказки-это душа народа:и пока мы воспитываем наших детей правильно?-до тех пор наш народ будет способен на самопожертвование,доброту-без выгоды,честь-не для бахвальство,и выгоду не только для себя любимого-а для все!

3

Русский народ во все заокеанские заимствования, даже если они были, вложил одну простую мысль - судите не по росту, одежде, положению, а по поступкам. Любой простачок может добиться всего. Тем более, что в русских сказках "простачок" награжден трудолюбием, добротой, внимательностью, не робеет перед трудностями, хитер, легко в контакте. Чем это навредить может? На фоне любого взрослого малыш - такой себе глупыш, а народные сказки позволяют ему верить, что он вырастет и станет самым-самым. Это - как про Золушку, только для мальчишек.

В этом и отличие русского народа - что другие считают "губительным и вредным" в нашем фольклоре приобретает особый русский дух и все побеждает.И учит побеждать наших детей и будущие поколения.

Related posts