Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, они были знатного рода?

1

Ответы (2):

3

Если брать былинные сюжеты, то Илья Муромец - крестьянский сын.

Алеша - он и есть, согласно прозвищу, Попович, то есть поповский сын.

А вот Добрыня - боярин, ну или сын воеводы, то есть... в любом случае, боярин. Единственный человек знатного происхождения из "богатырской троицы".

Если же брать исторических персонажей - вероятных прототипов, то выяснить происхождение Ильи Печерского, вероятного прототипа ильи Муромца, я не сумел.

Исторический Добрыня - вероятный родственник и воевода князя Владимира Святого, то есть - также боярин.

А вот Александр Попович - исторический прототип Алеши, богатырь 13 века, также носит прозвище "Попович", что вроде бы указывает на все то же происхождение из семьи священника.

Но!

Сам Александр Попович при этом - вроде бы, боярин, так что в его поповском происхождении можно, наверное, усомниться. Возможно, прозвище позже "перешло" к историческому боярину и богатырю Александру от былинного Алеши Поповича. Который, на самом деле, был, возможно, знатного происхождения.

Напомню, что 13 век - времена "рыцарские" , а русские дружинники - вполне себе аналог европейских рыцарей, с одинаковым вооружением и тактикой.

А рыцари в это время - сословие практически "закрытое" для людей неблагородного происхождения. И дело не только в чисто сословном гоноре - но и в том, что рыцарский образ жизни, воинская культура, требует серьезной подготовки с детства. Плюс серьезных средств на снаряжение. Но главное - это обучение, подготовка, всесторонние воинские навыки, закладывавшиеся с детства. Так, что для не-боярина, не-воина по происхождению, было почти нереально даже приблизиться по уровню боевых навыков к профессиональному/по­томственному воину.

Так что весьма вероятно, что и исторический прототип Алеши - знатного рода.

Как-то так.

0

Это выражение не характерно для Руси того времени. Выражение это стало употребимо на этой территории позже, вместе с прникновением западно-европейской культуры в нашу. Каждый из былинных витязей представлял свое сословие, на сам факт их воинских подвигов показывает, что граница между сословиями(это слово тоже позже появилось) была в те далекие времена не четкой. Употребимо было слово " сын": боярский сын, крестьянский сын, поповский сын. По сути -- это три древне-арийские касты свободных людей, рабов в те времена на Руси не было(как и "знати").

Related posts