В каком случае самурай должен был сделать себе харакири?

1

Ответы (4):

4

Однозначно сказать нельзя, потому что не было всеобщего и единого толкования типа воинского устава. Всякий раз нужно разбираться в ситуации, а любые примеры могут повлечь море оговорок и уточнений.

Сюзерен (даймё) мог приказать любому подчинённому совершить сепуку. Буквально по собственному капризу. Чаще, конечно, за то, что подчинённый где-то облажался. Не выполнил задание. Командовал стражей, когда в крепость проникли диверсанты, например - ответственность лично на командире, и скорее всего он сам бы и попросил у даймё разрешения совершить сепуку. Но сейчас речь о том, что даймё приказывает подчинённому. Тот был обязан подчиниться. Также сюзерен мог запретить подчинённому совершить сепуку, и тот, даже если хотел уйти в пустоту и имел на то основания (жизнь поставила его в условия, несовместимые с впитанными с детства идеалами чести и служения), тоже был обязан подчиниться. Неподчинение было страшнейшим позором. Самураю проще было жить с осознанием ошибки или унижения, зная, что многие вокруг в курсе, чем не подчиниться прямому приказу.

Точно должен быть совершить сепуку командир крепости, если после предложения сдачи им было принято решение сражаться до конца, и крепость всё же была взята противником. Решение он принимал как ответственное лицо и ответственность за него нёс на себе лично.

Совершали сепуку бойцы побеждённого отряда, если позволяла обстановка. Допустим, было посольство из 20 человек от одного даймё к другому. А у того, другого, при себе несколько сотен. И под каким-то предлогом он приказывает уничтожить посольство. Понятно, у тех шансов нет. Кто пережил первую атаку, в момент паузы, когда понятно, что никуда не деться, могли предпочесть сепуку. Так и так умирать, но сепуку - это честно и красиво, а бой ещё неизвестно как сложится, может, никакой эстетики и не будет. Причём эти побеждённые могли друг другу ассистировать. Поскольку последний оставался один, он мог попросить кого-нибудь из победителей помочь ему в качестве кайсяку. Если он держался храбро и с достоинством, помочь такому воину уйти было вполне почётно.

Если сюзерен или командир поступал неподобающим образом, трусил, унижался, в общем, не воплощал собой дух воина (то самое бусидо), подчинённый мог воспринять это как личное оскорбление и совершить сепуку. А ещё лучше - убить такого предводителя на глазах у всех, после чего и совершить сепуку в окружении всех тех, кто бросится защищать командира и карать убийцу. Убийством он устранял нарушение своей гармонии, в то же время нарушая присягу и дисгармонируя остальных, а самоубийством гасил уже внесённую им самим дисгармонию и восстанавливал свою честь.

4

В очень многих случаях. Если почитать книгу Сегун, то там делают ритуальные самоубийства как способ политического устранения оппонента. Разбили какой-то клан в битве, всю аристократическую верхушку почетно отправили в мир иной предложив им сделать сипуку или харакири. И оппоненты еще благодарны. Японцы страшно горды были в средние века, даже хуже, чем кавказцы, от малейшей ошибки и неудачи они накладывали на себя пятно позора, которое можно было смыть лишь кровью. Но не обязательно "облажавшийся" самурай или его жена должны были делать харакири. Часто харакири делали признанные всеми воины, которые просто решали, что их миссия выполнена. Аналогичные обряды были и викингов, где так же жесткий культ воина, но разница есть весьма существенная, викинги убивая себя верили, что попадут в Вальхаллу, где будут пировать, а самураи могли с улыбкой вспарывать себе животы зная, что отправляются в пустоту. Зрелище это кстати просто жуткое. Как-то ролик где-то в инете видел, где самурай делал харакири. Я быстро выключил, так как в противном случае мне бы снились кошмары еще неделю. Там все забрызгано кровью, крики, вывалившиеся конечности...

2

Самурай делал себе харакири в случае смерти своего господина которому он служил, а так же по приговору суда. Так же он мог сделать себе харакири если он считал себя оскорбленным со стороны равного себе. Был случай, когда два самурая проходя по лестнице зацепили друг друга ножнами мечей, - оба сделали себе харакири.

1

Настоящий самурай должен был сделать хоракири в случае военного поражения или насильственной смерти хозяина. Невыполнение своего долга покрывало самурая позором и он предпочитал смерть. Если хозяин умирал от старости, можно дальше жить.

Related posts