Можно ли в Рождество колядовать православным верующим?
Можно ли в Рождество колядовать православным верующим?
Ответы (10):
По истокам праздник - языческий, а точнее ведический и относится к обрядам дохристианской Руси. Он посвящен ведическому богу солнца, одна из ипостасей которого Коляда - юное зимнее солнце. РПЦ всегда критиковало участие прихожан в подобных "игрищах бесовских" (если интересно, можете почитать обращения священников к прихожанам 15-16 вв.).
Если Масленицу РПЦ еще смогло как-то присвоить и подвести под каноны религии (привязало к постам), то Коляда - это явный ведический праздник. И ряженые, и колядки относятся к нему.
Я вот недавно присутствовала в воскресной православной школе, где дети давали мастер-класс по колядкам.
Было очень интересно. И в их представлении тематика совершенно не выглядела языческой, а именно православной, были исполнены припевки с частым упоминанием праздника Рождества и именем Христа.
Так же было выступление историка, который говорил, что имеются несколько свидетельств о том, что колядки пришли при князе Владимире с крещением Руси.
Такая или подобная традиция существует во многих странах, а нетолько в России, Беларуси и Украине.
ЮНЕСКО признал культурным наследием колядки в Румынии и Молдове.
И наши, я считаю, есть самое настоящее наследие, и отрекаться от него в угоду какому-то батюшке не пристало.
Я солидарна с тем мнением, что колядовать православным христианам можно.
Колядование бывает разным. Если люди на Рождество ходят друг другу в гости, поют песни, прославляют рождение Спасителя Иисуса Христа, то есть поют чисто рождественское все, то такие колядки вряд ли осудят даже священники. А есть колядки относящиеся к обрядовым и языческим. Это когда люди одевают маски козла, барана, делают макияж похожий на тот, что делается в праздник Хэллоуин, наряжаются и колядки, то есть песни на Коляду поют странные, то таким в Рождество православным верующим лучше конечно же не заниматься. Это все не от Бога, придумали до него (до христианства) в древней Руси язычники. Мы живём в современном мире все же.
Колядование на Руси известно давно. Говорят, что истоки идут с язычества. Но народные традиции искоренить очень сложно, лучше из возглавить. И церковь, в этом случае, поступает правильно.
Колядки совмещены с рождественскими праздниками. Колядующих надевают шутливые наряды, прячут лица и ходят по домам.
И тут есть разные варианты.
Если колядующие поют "Рождество, твое Христе Божие...", то есть славят Христа, то это не противоречит христианству. Их угощают, дают гостинцы, приглашают к столу, это праздник.
Если же колядовщики имеют цель поскоморошничать, то это от лукавого. И такое скоморошничество не может одобряться церковью.
Современные колядки не имеют с прославлением Христа ничего общего, как и с язычеством. Приходит кампания детей, звонят и произносят страшилки, что "открывайте сундучок, доставайте пятачок", а дальше,типа, "не дадите пятачок, век вам счастья не видать".
Все это не что иное, как попрошайничество. И его одобрять церковь тоже не может.
Можно ли колядовать? Можно, если знать , как правильно можно прославлять Христа, его Рождество. И прийти с этим к родственникам в праздник- нет ничего зазорного.
Как ни странно, но не смотря на весь технический прогресс и прорывы в медицине, науке, не смотря на выход человека в космическое пространство, по сей день традиция колядования имеет место быть в деревнях и небольших городах как в России, так и в Украине.
Думаю, что это связанотс тем, что по традиции здесь есть песни, пояски, то есть есть место дляпроявления творческого начала, да и повод "потусить".
Никто не придает сегодня этой традиции ее истинное значение, уходящее вглубь язычества и поклонения богу солнца.
К церкви калядки (колядки) никакого отношения не имеют, поэтому навряд ли православный получит боагославение от своего батющки на участие в сием действе.
Здесь уже верно написали о том, что колядование, его содержание бывает разным. И сейчас мало кто пытается вспомнить об энциклопедическом значении глагола "колядовать". Это слово может и касаться православного Рождества, и не касаться.
Поэтому оставим данный вопрос для изучения в кругах православной церкви, но от себя подчеркнём, что если слово "колядование" используется в значении "прославление Христа", то можно. Если же же в него явно привносится языческое начало и содержание, то нельзя. Церковь, несмотря на все уступки, одобрить этого не может.
Но слышала от батюшки, что колядование, если оно не содержит ереси, не возбраняется на Рождество.
Я видела несколько обрядов колядования. Первый - это когда колядующие прославляют Христа. Во время колядования поют песни о Рождении Иисуса и славят его. И второй, когда колядующие переодеваются в ряженых и в их праздновании Христос не упоминается, и сам обряд напоминает языческий.
Думаю, церковь будет не против, если в праздник рождения Спасителя будут упоминать его и посвящать праздник ему. В процесс колядования в этом случае включается христославие.
Священники не одобряют колядки, если они в чисто языческом жанре.
Но если колядующие упоминают в своих песнях Иисуса Христа, тогда можно.
Христианское Православие имеет налёт чисто славянского ведизма, что уже утешительно, так как у нас на Руси был солнечный культ, созидающий, а не лунный, разрушающий.
Так что обряды, имеющие в истоке славянское язычество, очень положительно влияют на жизнь.
Вообще этот ритуал языческий и он не должен по классике жанра быть использован христианами. Однако занятие это манящие и для христиан и в наше время конечно же ими, был придуман вариант колядования, когда они прославляют при этом Христа и конечно им этого делать никто не запрещает и уже считается то, что именно так колядовать можно.
Колядки не одобряются священнослужителями, так как колядование - это все-таки языческий ритуал. Как-то было бы странным, если бы православный соблюдал языческие ритуалы и предписания. Но языческие праздники и ритуалы плотно вошли в нашу жизнь: например, мы отмечаем масленицу и никто по этому поводу не беспокоится.