Сколько всего было транспортных революций? Примеры? Последствия?

1

Ответы (1):

2

Хм... Тут бы для начала определиться - что именно считать транспортной революцией...

Пожалуй, две первых произошли в незапамятные времена. Одна - это когда человек приручил лошадь и научился навьючивать на неё поклажу (аналогичная по значимости - одомашнение верблюдов, которое случилось, возможно, даже раньше). Вторая - изобретение колеса и появление повозок. Последствия понятны: развитие торговли, немыслимой без "грузового сообщения" между удалёнными регионами, и возникновение цивилизации, немыслимой без разделения труда и торговли.

Ещё одна революция, и примерно той же эпохи, - водный транспорт. Имевший сходное приручению лошади и изобретению колеса влияние на становление и развитие торговли.

Следующая революция, тихая и малозаметная, но от этого не менее важная, - изобретение косого (латинского) паруса. С косыми парусами суда получили возможность идти против ветра, что значительно расширило возможности парусного флота.

И вот теперь мы входим в область почти современных технических революций.

Первая - появление парового двигателя, пароходов и паровозов. Как водная (морская) навигация, так и сухопутные сообщения перестали зависеть от капризов погоды, а скорость сообщения по железной дороге и её пропускная способность не шли ни в какое сравнение с традиционными караванами. Существеным прогрессом в судостроении стал и винт вместо колеса.

Следующая революция - появление двигателя внутреннего сгорания. Сравнительно скоростные транспортные средства перестали быть заточенными исключительно под массовые перевозки и стали доступны всем и каждому. Быстрый транспорт стал компактным. Кроме того, транспортное сообщение перестало быть привязано к вокзалам и портам - стало возможным доставлять грузы и пассажиров "от дверей до дверей" (door to door service).

С появлением ДВС стало возможным и появление авиации. Хотя воздухоплавание существовало уже сравнительно давно, оно оставалось больше развлечением, нежели средством транспорта. Авиацию по своей революционности, пожалуй, можно поставить на уровень изобретения колеса. Это принципиально другие скорости и принципиально другая логистика - пути сообщения перестали быть привязаны к географии, к особенностям рельефа и прочим "поверхностным" факторам. Фактор скорости стал особенно заметен после начала массового применения реактивных двигателей.

Кстати, появление электромобилей считать революцией лично я не склонен. Это изменение скорее эволюционное, ничего принципиально нового, что радикально меняло бы парадигму транспортных сообщений, появление электромобилей не принесло.

А вот интересно: какой следующий революционный шаг в этой области нас ожидает? А?

Related posts