Почему среди богов-животных Египта не было слона или коня?
Ответы (3):
Наверное, потому что слоны и кони в Египте не распространены.
Африканские слоны живут в саваннах, а Египет - это пустыня и немного плодородной земли в дельте Нила. Вроде бы слоны там не водятся. А все древнеегипетские божества имели анималистические олицетворения с животными, привычными для данной территории: Себек - крокодил, их полно в Ниле; Анубис - шакал, их тоже хватало; Апоп - змей; Гор - сокол; Бастет - кошка и т.д. Ни одного медведя, кенгуру или утконоса. Просто потому, что их там нет. Кони, думаю, были, но исключительно одомашненные, не дикие, а зависящие от воли человека, а значит ничего "божественного"
Поклонение животным это самая древняя форма религии. Зарождалась она как проявление охотничей магии — специальных приемов, которые использовались охотники, чтобы приманить зверя и обеспечить удачную охоту.
Затем животным поклонялись как прародителям и покровителям. Для этого явления даже есть замечательный термин, обычно применяемый к американским индейцам, — тотем. Термин, конечно, индейский, но такой формат религиозной мысли был свойственен практически всем народам, и следы тотемизма мы можем видеть везде (в именах-фамилиях, названиях племен, символах отдельных стран и так далее).
Некоторым тотемам особенно «везло»: они переходили ко всему племени и становились племенными богами, а особо везучие по мере возникновения государств могли стать и государственными (если успевали, конечно).
Ну, а потом, боги очеловечивались и бывшие богами животные переходили в ранг их спутников, ипостасей или воплощений.
Понятно, что тотем-покровитель (а позже — бог) — это не просто «какое-то» животное. Таковыми становились либо хищники, либо крупные и сильные звери, либо животные, обладавшие особыми качествами (зоркостью, выносливостью, быстротой, ловкостью и так далее). И ничего удивительного в этом нет — любому хочется, чтобы его тотем был сильным, ловким, в общем — особенным. Такой и защитить может, и род от него вести не зазорно.
Однако, выбирали себе древние люди животных-покровителе
А вот теперь вернемся в Древний Египет.
Поклонение животным здесь можно было встретить в самых разных формах: почитания животного как бога (например, бык Апис), поклонение животному как воплощению или атрибуту божества (например, соколу, олицетворявшему Гора), а также многочисленных звероголовых или клювастых божеств (Анубис с головой шакала, Себек с головой крокодила, Тот с головой ибиса).
Такое обилие обясняется просто: Египет, который рассматривается нами как некая единая страна, на самом деле представлял собой объединение «государств» — номов. Сами же номы происходили от древних племенных образований, каждое из которых имело свой тотем — животное-прародителя
Легко заметить: все египетские боги-животные — жители местные. Эти звери, птицы, рептилии обитали на берегах Нила или рядышком, и древние египтяне были с ними знакомы ещё с тех времен, когда не то что Египта как государства, но его предшественников-ном
Тут и таится ответ.
Африканский слон — животное, конечно, видное и могучее. И даже африканское. В период заселения людьми долины Нила оно было распространено по всему континенту гораздо шире, чем в наше время. Но, увы, ни рядом с Нилом, ни в близко лежащей восточной Ливии, слоны не обитали.
Слон встречался в некоторых районах тогда еще относительно зеленой Сахары, на территориях современного Алжира, Марокко и Туниса (восток Африки, побережье Средиземного моря), но восточнее — на территорию будущего Египта не заходил. Не встречались с ним жившие здесь племена. С живыми слонами египтяне познакомились гораздо позже и завозили их с юга.
Не менее силен и красив (а еще быстр и вынослив) и конь. Однако, животное это — азиатское и европейское и в Африке не водилось. Собственно, большая часть африканской территории для коней совершенно не подходит.
Лошадь на территории Египта появилась уже одомашненной и во времена давно и прочно исторические (считается, что около 1700 года до нашей эры, во время нашествия гиксосов).
Так что всё просто: египтяне не обожествляли слона и коня, потому что эти животные на территории Египта не водились. Древние племена, породившие государство Египет, попросту не были с ними знакомы, а когда это знакомство состоялось, времена появления животных-богов давно уже прошли.
Ученые до сих пор спорят о том, когда именно возникла древнеегипетская цивилизация, но все они сходятся в одном, случилось это очень и очень давно, за несколько тысячелетий до нашей эры. Именно к этому периоду зарождения египетской цивилизации относится и возникновение египетской мифологии. Мы конечно помним, что первыми фараонами Египта считались именно боги.
Многие боги Египта были наделены зооморфными чертами, они обладали телами людей, но имели головы священных животных - шакала, ибиса, крокодила и так далее.
Все эти животные были хорошо известны египтянам, ведь они водились там же, где жили люди.
Но слоны жили много южнее, их в Египте практически не знали. На них не охотились, их не приручали, а потому не считали священными животными.
аналогично не знали египтяне свиней, и богов с мордой свиньи в Египте не было.
Египетские боевые колесницы нам хорошо известны, но дело в том, что появились они в Египте после нашествия кочевников-гиксосов, примерно за 2 тысячи лет до нашей эры. То есть во времена, когда мифология Египта уже давно сформировалась. А значит египтяне в глубокой древности не знали и лошадей и не могли включить бога с лошадиной головой в свой пантеон.